События и последствия связанные с фактическим банкротством кипрских банков могут стать важным этапом для мировой экономики. "Правила игры" уже изменились. В конце концов - независимость оффшоров - это иллюзия. Оффшоры всегда контролируют сильные игроки. И решать вопросы сейчас с несчастными кипрскими банкирами уже поздно. Российское руководство последние годы только и делало, что демонстрировало свою крутость, давя оппозицию, разрушая остатки гражданского общества, принимая безумные законы. Тогда как надо было бы обратить внимание на конструктивную критику и замечания западных коллег..
Но это все - физика. Но тут есть и своя "лирика". Дело в том, что начало всем этим событиям положено на Кипре, - родном острове, в "доме", Афродиты, которую древние так же называли Кипридой. Киприда - Афродита - богиня любви, красоты, страсти и вечной весны. Ее уникальность в том, что она являлась ( и является ) древнейшей богиней на Земле, старшей по отношению к олимпийским богам, которым она приходится как бы "тетей". Можно даже сказать, что она древнее титанов, поскольку миновала промежуточною стадию "деторождения", и проявилась из крови самого Урана. В общем, из божественных сил, Киприда - сила самая древняя, и только поэтому одна из самых могущественных.
Древнейшая богиня мироздания - Киприда - на своем острове |
И вот - Кипр. "Банковский кризис". Попробуем из статьи Евгения Головина "Афродита и Хаос" понять, что замыслила Киприда на этот раз.
"Афродита пришла в Грецию с востока, и можно даже проследить её путь. Одно из ее знаменитых имен, Киприда, указывает на остров Кипр, где находился ее древнейший храм. Когда-то была она вавилонской, финикийской богиней любви и плодородия, и почести, воздаваемые ей израильскими женщинами, ужасали пророка Иеремию.
Но под каким бы видом Афродита ни представлялась, она всегда являла грекам новый, "олимпийский" лик.
У греков она более не "королева небес". В отличие от других великих богов и богинь, детей матери-земли Геи и неба Ураноса, она, "услада людей и богов" (Лукреций), родилась из моря от последнего расцвета мужской силы Ураноса.
Однажды, когда могучий Уранос — так рассказывает Гесиод — склонился в любовной страсти над матерью-землей, ревнитель Кронос изувечил отца алмазным серпом. Детородный член Ураноса взорвался в необъятном море — в розовом, перламутровом, радужном кипении пены возникла удивительная девушка и вышла на песок острова Кипр. За ее ногами тянулись медузы и морские звезды, превращаясь в невиданные цветы, Эрос и Химерос, гении любви, сопровождали ее на Олимп. Она украсила жизнь богов и людей "девичьим смехом и перешептываньем, обманами и лукавыми наслажденьями".
Итак.
В море возникло всё живое. Любовь — самое лучезарное творение морского виноцветия, божественная улыбка темно-синих глубин.
Афродита — любовь, но любовь иная, нежели Эрос, который наряду с Хаосом — порождающая потенция; позднее теогония назовет его сыном богини. Согласно Платону, он, бедный и страждущий, взыскует Красоты, дабы зачать…Она — преизбывное богатство, что пенится золотом, она — щедрая дарительница — одаривая, ничего не теряет, счастливая возлюбленная, всегда открытая любви.
Хотя напряжение страсти — её "творение", её "дар", богиня — по сути, не любящая, но возлюбленная, не захватывает в плен, но побуждает к наслаждениям. Поэтому империя её беспредельна — от физической дрожи до преклонения перед вечной Красотой. Всё, что достойно адорации, восторга: будь-то силуэт или жест, речь или поступок, — украшено именем "эпафродитос". "Мы просим богиню, — сказал Сократ в "Пире" Платона, — вложить нам в уста приветные и легкие слова". Дружеское, мягкое общение объяснялось влиянием Афродиты.
Рожденная в акватической атмосфере, она изначально почиталась богиней моря, однако не в смысле Амфитриды и других океанических божеств. Эманации её божественного величия, пронизывая природу в целом, одушевляли море. Сказочная тишина океана, счастливый морской вояж возвещают ее присутствие. "К тебе, о, богиня, — писал Лукреций, — веет мягкий ветер и приближаются медленные нежные облака; навстречу тебе расцветают луга, ради тебя сверкает зеркало морей и мерцает золотистая небесная даль." Ее называют "благостной хранительницей гаваней" и почитают вместе с Посейдоном. Остров Родос вызван из морской глубины волей Афродиты и Посейдона.
Мужчинам, если они, в отличие от Ипполита, почтительны и покорны ей, приносит богиня счастье — потому, к примеру, назывался удачный бросок игральных костей "милостью Афродиты".
О негаданном счастье так говорит глубокомысленная поэзия Шиллера ("Счастье"):
Благословенный, его возлюбили боги еще до рожденья,
Нежные руки Венеры качали его колыбель,
Прежде вхождения в жизнь, полную жизнь получил,
Прежде страданий и тягот — вечную милость Харит.
Но женщинам несет Афродита жребий зачастую жестокий, вырывая из спокойной и скромной жизни и бросая в объятья красивых чужеземцев. Так Медея стала жертвой любви к Язону и свершила ужасающие преступления. В "Медее" Эврипида заклинает хор женщин: "О повелительница, не посылай нам от золотой тетивы стрел бешеных желаний, оставь нам в удел скромность и покой — прекраснейшие дары богов".
Другой знаменитый пример — сумасшедшая любовь Федры к своему пасынку, которого она затравила в смерть. Эврипид писал в "Ипполите": "Околдованный Кипридой человек бессилен. Божественная милость тому, кто склоняется пред её властью, беспощадная месть непокорному".
Богиня любви, подобно Дионису, разрывает сердце человеческое неотвратимым безумием, но это отнюдь не единственная её прихоть. Богиня любви сообщает делам человеческим красоту и совершенство. Она — космическая власть влечения, соединяющая разъединенное, разорванное, распыленное. Будучи совершенством красоты, она умеет любое уродство превращать в красоту, либо меняет наши представления об уродстве.
Банальным людям невозможно разглядеть Афродиту: она то ныряет в серебряной раковине в глубины моря к своей подруге Амфитриде, то расплывается невидимым созвездием в ясных небесах. Только провидцам и поэтам, наученным Зевсом или Аполлоном, удается разглядеть богиню в виде тонкой окружности, окаймляющей черный круг. Таким людям необходимо иметь по два зрачка в каждом глазу: независимо от того, слепые они или зрячие, им дано различить абрис Афродиты. Центр одного из эллипсов позволяет рассмотреть одну из Афродит в полном одиночестве и в полном блеске. Это одна из редких богинь (Афродита Урания), не имеющая к Хаосу прямого отношения. Даже когда она гуляет в темных рощах Персефоны, то совпадает с черными скалами Аида, но светится на фоне призрачных деревьев. Вообще, жизнь богини разнопланова и загадочна. Невидимая, она любит спать в Хаосе черной бабочкой на черном одуванчике или вороном облетать самые зловещие его бездны. Не лишена коварного юмора. Прикинувшись безобразной старухой, любит навязывать свою страсть какому-либо юноше и, не покидая несчастного до самой смерти, зверски терзает его "нежностью" и "лаской", только в момент его гибели являясь истинной Афродитой.
Так что эта богиня — отнюдь не символ красоты и гармонии. Злая, беспощадная, мстительная, она любит покрывать зримое пространство тучей певчих птиц: горе существу — живому или неживому — которое попадает в этот гвалт. Клювами и когтями разрываются камни, звери, звёзды, склеиваются в немыслимые, безобразные, хищные конгломераты, в сферу влияния которых лучше не попадать.
Много ужасов можно поведать о темном царстве Афродиты…"
Таким образом,согласно, Евгению Головину, Киприда - одна из немногих богинь над которой не властен Хаос. Поэтому, может быть, грядущий хаос, порожденный "кипрским банкротством",- на самом деле станет прологом восстановления порядка?
Комментариев нет:
Отправить комментарий