четверг, 30 августа 2012 г.

Горькие плоды православия




Россия - страна православная. Здесь все понятно. Но сейчас, "на исходе времен", оглядываясь в прошлое и оценивая настоящее, хочется спросить - а что дало собственно православие России и русским? Кроме, конечно, убеждения, "что только в православии можно спастись"? Оглянемся вокруг, и найдем ответ. Национальная деградация, вымирание, стагнация, стремительное поглощение России азиатскими ордами. Именно этот путь когда то прошла Византийская Империя. И этот путь, как бы подхватив эстафету, сейчас повторяет Россия. И, все говорит о том, что она его пройдет до конца. "Третий Рим" падет.

И если мы попытаемся ответить, что же такое православие применительно к мировозрению и ключевым установкам, минуя богословский дискурс, то мы поймем, что основной его идеей является неприятие Запада, противостояние Западу. Но именно в европейской семье народов русские могли бы найти свое достойное место и не пожинать сегодня горькие плоды своего "третьеимперского" московито-визайтинского бреда. Империя кончилась, господа. Отплясались.

Пишет Олег Давыдов:"Рассматривать  историю падения Константинополя принято сетованиями по поводу того, что крестоносцы предали дело Христово, разрушили христианскую империю, подорвали единство христианских народов. Это пустое. Никакого христианского единства давно уже не было. А может быть, не было никогда. Был Восток и был Запад, которым, как потом было сказано, «вместе не сойтись». Были разные народы, разные культуры, разные типы общества. И уж если христианство никогда не мешало христианам убивать и насиловать у себя дома, почему оно должно было помешать массовым убийства в далёкой Византии? Которая, кстати, тоже никогда не демонстрировала особой любви к западным варварам.

Вот, например, что рассказывает западный хронист Гийом Тирский о резне, которую в 1182 году устроил латинянам в Константинополе будущий император Андроник I Комнин: «И не было различия между народом и клиром, но безжалостно растерзали тех, кто отличался религиозным саном и достоинством. Монахам же и священникам первым причинили несправедливость, и тех, кого нашли, жестоко убили. Среди них достопочтенного мужа по имени Иоанн, субдиакона святой Римской Церкви, которого по церковным делам господин Папа направил туда, схватив, ради поношения Церкви обезглавили, а его голову привязали к хвосту грязной собаки… Так нечестивый народ греков, порождения ехиднины, нравом подобные змее, пригретой на груди, и домовым мышам, отплатили злом своим соседям».

Характеристика «греков» как таковых, конечно, несправедлива и отражает в первую очередь отношение западного человека к людям Востока. Но факты верные, их подтверждают и византийские хронисты. Например, Евстафий Солунский сообщает: «Люди Андроника нападали не только на вооружённых противников, но и на тех, кто по слабости своей заслуживал снисхождения. Ибо и женщин, и маленьких детей они избивали мечом. Уже и это было ужасно, но всего ужаснее, когда железо разверзало материнское чрево и извергало плод его». Тогда погибло не менее 10 тыс. латинян, 4 тысячи были проданы в рабство. При взятии Константинополя в 1204 году всё-таки было убито меньше народу, около 2 тыс. человек.

Единство христиан — удобный миф. Между мусульманами и христианами Востока было больше общего, чем между христианами Востока и Запада. Когда в 1187 году Саладин отнял у христиан Иерусалим, городские ворота воинам султана открыли именно православные. А православный император Исаак II (тот самый, которого крестоносцы потом так удачно для себя вызволят из тюрьмы) поздравил Саладина с великим деянием изгнания неверных из святого города. Наконец, договор между Исааком и Саладином предусматривал передачу православным всех наличных в то время в Святой земле латинских храмов.

И это не было конъюнктурой момента, это было устойчивым мироощущением. В 1111 году к султану Мухаммеду I в Багдад прибыло посольство из Византии с предложением (по сообщению Ибн аль-Каланиси) «напасть и покарать франков: мы могли бы объединиться, чтобы изгнать их». Византийская инициатива «заключить союз и соглашение, чтобы бороться против франков и изгнать их из этих мест» даже дала повод правоверным упрекнуть своего властителя: «Значит, ты не боишься кары Аллаха, ты допускаешь, чтобы правитель греков с большим рвением выступал за ислам, ты ждёшь, пока он отправит тебе посла и воодушевит тебя начать священную войну?»

Как гласит одна евангельская истина: "По плодам их познаете их".

Комментариев нет:

Отправить комментарий