Страницы

вторник, 9 декабря 2014 г.

Дело вовсе не в нефти

Простые, но очевидные, факты, которые опровергают расхожие представления о фундаментальном значении экспорта углеводородов для экономики России. Рубль падает и Россия валится в кризис и хаос не от того, что падают цены на нефть. Тогда бы уж в каких бы нибудь Нигерии или Саудовской Аравии царили бы уже форменный адъ и апокалипсис. Сознание и обывателей и экспертов, и сторонников Кремля и его противников, как сознание жертвы фиксировано на заметной, но по сути ложной цели. Почему в России кризис? А потому что упали цены на нефть. Дядя Сэм верни все как было. Мы за ценой не постоим.

Мифть



Мы все живем за счет мифти. Это волшебная темная жидкость, которая нас всех поит, кормит, одевает и обеспечивает суверенитет страны. Кроме мифти в России ничего нет, поэтому цена на мифть крайне важна.

Одержимость перешла с стадию психического расстройства, которое пора лечить.

Миф 1. Мы все живем за счет нефти.

Познакомьтесь, это Саудовская Аравия. Саудовская Аравия — великая энергетическая сверхдержава с многовековой историей и самобытной культурой. В 2013 году она экспортировала нефти, газа и нефтепродуктов на $338 млрд. Россия — на $343,4 млрд.

Получается, что Саудовская Аравия всего на $5,4 млрд. менее великая, чем Россия. Это 11% олимпиады в Сочи. То есть, когда у нас закроют поезд Ласточка, мы превратимся в Саудовскую Аравию. Ой, уже. В общем, можем сравнивать.



По данным Всемирного банка, ВВП России в 2013 году — $2096 млрд, Саудовской Аравии — $748 млрд. Главный враг России ЦРУ насчитал нам еще больше — $2113 млрд, а саудитам меньше — всего $718 млрд.

Если все наше благосостояние от нефти и газа, то откуда такая — троекратная — разница? Получается, что внутри ВВП России есть $1,3-1,4 трлн. долларов, которые взялись непонятно откуда. Для страны, которая «кроме нефти и газа ничего не производим и не продаем» — это довольно много.

У меня есть экстремистская догадка, что все это богатство, к слову равное ВВП Южной Кореи, создали люди. Не достали из земли и продали, а заработали своим трудом. Да, дизайнеры и фотографы тоже!

Миф «мы все живем за счет нефти» выгоден власти. Если вас кормят Газпром и Роснефть, о каких гражданских правах может идти речь? В этой конструкции вы можете только благодарить кормильца. Или возмущаться, что вас плохо кормят, и тогда вы неблагодарная скотина.

Этот миф зачем-то поддерживает и оппозиция, вместо того, чтобы объяснять людям, что это они кормят власть. А теперь не только власть, но и сами нефтяные компании: Газпром на 15 лет освободили от налогов, а Роснефть норовит в одиночку сожрать фонд будущих поколений.

Не очень адекватный сенатор Джон Маккейн как-то сказал, что Россия — это бензоколонка, возомнившая себя страной. Но цифры говорят ровно об обратном. Россия — это страна, думающая, что она бензоколонка.

Миф 2. Доходы от продажи нефти составляют половину бюджета России.

Этот миф зачем-то многократно тиражируется не только упырями из власти, но и уважаемыми деловыми изданиями, а также ведущими экономистами. Как и любое недостоверное утверждение, он очень вреден.

Не половину, а 48%, и не консолидированного, а федерального. На деле это значит, что в общем бюджете Российской Федерации нефтегаз обеспечивает лишь четверть доходов. Остальные 75% бюджетников кормят не Газпром, Роснефть, Лукойл и Сургутнефтегаз, а кто-то другой. Не исключено, что это богомерзкий журналист, программист, краснодеревщик или хуже того — ресторатор какой-нибудь.

Все нефтегазовые доходы идут в федеральный бюджет. Если анализировать статьи расходов, то упрощенно за счет нефти живет половина армии, МВД и спецслужб, половина госаппарата и половина пенсионеров, 15% врачей и 10% учителей.

Расходы на образование, медицину и ЖКХ почти полностью находятся в бюджетах регионов, а значит, финансируются за счет все тех же простых строителей, фермеров и бездельников-визажистов.

Никогда не думал, что скажу это, но даже самого бестолкового SMM-щика рано закапывать на заднем дворе. Не исключено, что он кормит двух старушек. Или одного учителя. Или руку омоновца, которая потом бьет его на оппозиционном митинге.

Миф 3. Нефть разворовали друзья Путина, а если честно поделить нефтегазовые доходы, Россия станет богатой страной.

Друзья Путина, конечно, крайне неприятные ребята. Но даже если представить, что на их место спустились Иисус Христос и Архангел Гавриил, которые не взяли себе ни копейки, а нефтегазовые доходы поделили максимально справедливо, но при этом не трогали институты, то вокруг будет примерно такая же Россия, как и сейчас.

Математика против. От перераспределения, каким бы справедливым оно ни было, благ не прибавится. Нет способа разделить $2 трлн. на 140 млн. так, чтобы получилось $30 тыс. на человека. Это именно тот уровень подушевого ВВП, с которого страну можно называть развитой. В такой стране 60-70% населения может задуматься не только о еде и одежде, но и о покупке недвижимости, автомобиля и образовании детей.

И это мы делим весь ВВП России, в котором доля нефтегазового сектора не превышает 20%. Если делить только сырье, получатся суммы, от которых возмутится даже Нигерия.

Основной вред от коррупции элит не в том, что они забирают деньги из нашего кармана. Чтобы продолжать воровать или оставаться у власти и тешить имперские комплексы, они уничтожают экономическую и политическую конкуренцию и блокируют здоровые экономические стимулы.

Выглядит это довольно отвратительно. Например, в 2004-2008 гг. доходы от экспорта составили $1,53 трлн. В среднем $306 млрд. за год. В 2010-2013-м — $1,96 трлн. или $490 млрд. в год. Во втором периоде страна получала на 60% больше экспортных доходов в год. Если мы зависим от нефти полностью или даже на 50%, как все любят повторять, значит ли это, что экономический рост в 2010-2013 гг. увеличился на 60%? Ну или хотя бы на 30%? Или хотя бы просто увеличился?

Вы, наверное, уже догадались, что он упал. В два раза — с 7,1% до 3,4%. Когда в университете мне преподавали эконометрику, такая корреляция у нас называлась отрицательной.

Где-то между 2004 и 2013-м что-то затесалось между нефтью и экономическим ростом. Это видно и по другим индикаторам. Прирост инвестиций снизился в три раза — с 15,6% до 5,4%. Совокупный отток капитала вырос в 22 раза — с $11 до $232.

В общем, кто-то побежал из России с мешками бабла. Причем не столько спизженного, сколько заработанного. Пока в пост не пришли диванные аналитики и не начали объяснять, что после 2008 года инвесторы ушли со всех развивающихся рынков, нанесу упреждающий удар. Ушли-то они со всех, но только к нам решили не возвращаться.

читать полностью


Комментариев нет:

Отправить комментарий